Свежая подборка ресурсов от наших экспертов
Мы продолжаем делиться с вами полезными материалами для IT-специалистов. И сегодня Сергей Соловкин, старший системный аналитик Usetech, расскажет о книгах и других источниках, которые он считает важными и интересными для аналитиков.
📝 В следствии довольно размытых границ влияния, бизнес и системные аналитики одновременно обделены и перенасыщены материалами для ознакомления. С одной стороны, есть hard skills, знания о которых можно подчерпнуть из любых материалов для разработчиков, описаний стандартов нотации и рекомендации по описанию постановок и документации. С другой стороны аналитики должны взращивать soft skills и есть много книг и курсов, прививающих умение говорить, доносить информацию понятно, понимать собеседника, адаптироваться в ситуации несмотря на стресс и др.
Но! Если попросить составить исчерпывающий набор литературы, который обязан прочесть аналитик, мало кто назовет что-то кроме пресловутого Вигерса «Разработка требований к программному обеспечению».Как говорит Сергей, личный топ книг у каждого аналитика свой. Но его становление как системного аналитика прошло под эгидой следующих книг и материалов.
🎯 Технические скиллы:
1. Безусловно Хабр. Хабр давно уже не является ресурсом для гиков и в нем можно найти любую информацию, хоть как-то связанную с IT. Порой кажется, что сочетание букв»IT» — единственное знание автора про IT. Однако также это значит, что подавляющее большинство технических вопросов аналитиков на Хабре уже разобраны.2. Карл Вигерс «Разработка требований к программному обеспечению». Да, эту книгу все же можно читать. Но я бы рекомендовал это делать на 3-ий год в профессии. Львиную долю материала необходимо адаптировать под Российский рынок. Без опыта работы, к сожалению, это Сизифов труд.
🦸♂️ Коммуникация и иные soft skills:
1. Стив Андреас «Шесть слепых слонов». Книга состоит из двух томов, где первый про категоризацию сенсорики и ее особенности, а второй про практическое применение полученных знаний. Книга дает достаточно глубокий разбор процесса анализа мозгом получаемой информации и какие ошибки он любит совершать. Описанные знания позволяют рассматривать коммуникацию и человека как обособленный самоценный организм и учит относится к собеседнику чутко, гибко и с уважением.
2. Любой курс по Гарвардской модели переговоров. Мало кто в IT среде не расскажет про Win-Win, но это еще не все. За этими словами также стоят модели подготовки к переговорам, оценки собеседника, формирования целей переговоров, оценки достижимости и, конечно же, приемы достижения Win-Win. Теперь ГМП стала популярна и на территории России. Важно понимать, что сложно прожить день аналитика без переговоров и к ним нужно уметь готовиться. Некоторые умеют вести переговоры интуитивно, а некоторые эффективно.
3. Карстен Бредемайер «Искусство словесной атаки». Если «Шесть слепых слонов» и ГМП про гуманистические подходы к коммуникации, то данная книга открывает дверь в мир жестких переговоров. Четкое практическое руководство, содержащее приемы жестких бизнес-переговоров. Приемов хватит для большинства реальных кейсов, ну и, как минимум, точно заложит понимание, как общаться с токсичным Заказчиком и Коллегой.Продукт и аналитик:Несмотря на то, что в Usetech занимается преимущественно проектами, в IT бывает и продуктовая деятельность. Аналитик в продукте должен относиться внимательно к нуждам бизнеса и пользователей.
📚 Хорошим началом для понимания работы с продуктом будут книги:
1. Стив Бланк «Старт Up. Настольная книга основателя». Книга рассказывает о Cus Dev, MVP, метриках, важности понимания пользователя, качественных проверках гипотез. Материал невероятно ценный, однако излишне подробный. Иногда кажется, что его можно сократить раза в 2-3.
2. Джек Траут «Дифференцируйся или умри». Хорошее руководство по созданию бренда продукта. В книге описаны методы дифференцирования бренда, приведено много примеров их применения и сопутствующих ошибок. Хорошая книга для любого IT-шника, живущего с мыслью создать-таки свой самый лучший продукт, который точно выстрелит и сделает его боХатым. Книга расскажет, почему у него все получится (нет).